Речевая готовность ребенка к обучению в школе
Что ждёт меня в школе?
<address> Парта ждёт меня, во-первых,</address> <address> Ждут уроки,</address> <address> Ждут друзья.</address> <address> Будет в школе не до лени,</address> <address> Там я в новую страну</address> <address> Дел и знаний и умений</address> <address> Путешествие начну.</address> <address> Ждет природа - лес и поле!</address> <address> Ведь в поход пойдем не раз:</address> <address> Ждут меня пятерки в школе</address> <address> Ждёт меня весь первый класс!</address> <address>(Детский писатель Василь Моруга)</address> <address></address> <address style="text-align: justify;">Каждый ребёнок задаёт себе этот, как ему кажется простой вопрос, но не каждый ребёнок может правильно на него ответить. Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов. А школа - это не только интересные и занимательные вещи и занятия, но и обычные утомительные задания, которые нужно младшему школьнику выполнять. Так что же ждёт ребёнка в школе, какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать, какие требования предъявляет школа к речевой готовности.</address> <address style="text-align: justify;">ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ</address> <address style="text-align: justify;">Наша речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. </address> <address style="text-align: justify;"> <address>В психолого-педагогических исследованиях различают «общую» и «специальную» речевую готовность. Общая готовность предполагает решение следующих задач:</address> <address>- понимание ребенком обращенной к нему речи и реагирование на нее соответствующим образом;</address> <address>- умение связно, свободно и понятно излагать свои мысли, сохраняя грамматическую правильность речи;</address> <address>- овладение определенным словарным запасом;</address> <address>- сформированность звуковой стороны речи.</address> <address>Специальная речевая готовность предполагает готовность к обучению грамоте (чтению и письму).</address> <address>Основными направлениями работы при речевой подготовке дошкольников должны быть:</address> <address>1. Общая речевая подготовка:</address> <address>- содержательность и связность диалогической и монологической речи;</address> <address>- развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря;</address> <address>- совершенствование грамматической правильности речи;</address> <address>- развитие способностей к речевой деятельности.</address> <address>2. Специальная речевая подготовка:</address> <address>- развитие элементарного осознания языковой действительности;</address> <address>- развитие умения ориентироваться в звуковой культуре слова;</address> <address>- подготовка к обучению чтению и письму.</address> <address>Речевая готовность к обучению в школе предполагает сформированную общую и специальную речевую готовность, однако не равно их соотношение, так как необходимо учитывать новый вид деятельности, новую ситуацию общения и новое содержание общения. Речевая готовность к обучению в школе проявляется в сформированности у детей речевых умений слушания и говорения: умения воспринимать информацию, предлагаемую с помощью языковых средств, умения вербализовать свои действия, в том числе связанные с языковым материалом, и определить их последовательность; умения разграничивать единицы языковой системы и другие виды знаков; овладение информационной, когнитивной, регулятивной функциями языка.</address> <address>Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в этих параметрах ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.</address> <address>1.2 Развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению</address> <address>Как правильно оценить состояние речи своего ребенка?</address> <address>Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. Для того чтобы правильно оценить уровень речевого развития ребенка, необходимо познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы в данном случае весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.</address> <address>Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие.</address> <address>Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка, большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка.</address> <address>Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.</address> <address>Самым первым речевым проявлением является крик. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Гуление - важный этап довербального развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.</address> <address>Следующая стадия развития характеризуется появлением лепета, и длится примерно от 5 до 9 месяцев. К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. К концу первого года или вначале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью.</address> <address>Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.</address> <address>К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка.</address> <address>К 5 годам активный словарь увеличивается, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.</address> <address>К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.</address> <address>Таким образом, ребенок за период дошкольного детства практически овладевает речью.</address> <address>Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.</address> <address>Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения в школе.</address> <address>Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоения письма.</address> <address>В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью:</address> <address>• к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;</address> <address>• развивается звуковая сторона речи; младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, завершается процесс фонематического развития;</address> <address>• развивается грамматический строй речи; детьми усваиваются закономерности морфологического порядка и синтаксического; усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря.</address> <address>Анализ литературы, посвященный готовности ребенка с речевой патологией к обучению в школе позволил выявить следующие трудности, возникающие у данных детей:</address> <address>1.Несформированность звуковой стороны речи. Ребенок не владеет правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетически групп.</address> <address>2. Не полная сформированность фонематических процессов, т.е. они не слышат, не различают, не дифференцируют звуки родного языка.</address> <address>3. Не готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.</address> <address>4. Не умение пользоваться разными способами словообразования, не правильно употребляют слова с уменьшительно-ласкательным значением, не умеют образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных.</address> <address>5. Не сформированность грамматического строя речи: не умение пользоваться развернутой фразовой речью, не умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; Не владеют пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Не умеют самостоятельно составлять рассказ-описание.</address> <address>Таким образом, формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе коррекционной работы в дошкольных учреждениях и семье.</address> <address>Выводы</address> <address>Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.</address> <address>Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи.</address> <address>Основные критерии сформированности речевой готовности:</address> <address>1. Сформированность звуковой стороны речи.</address> <address>2. Полная сформированность фонематических процессов.</address> <address>3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.</address> <address>4.Умение пользоваться разными способами словообразования существительных.</address> <address>5. Сформированность грамматического строя речи.</address> <address>6. Овладение связной речью.</address> <address>У детей с общим недоразвитием речи имеются трудности в овладении этими компонентами речи, и, соответственно, наблюдается недостаточный уровень сформированности языковой готовности к школе.</address> </address>