Одаренные дети.
<address align="center">Особенности психического развития</address> <address style="text-align: justify;"> Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.</address> <address style="text-align: justify;"> Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.</address> <address style="text-align: justify;"> Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пр-шли к выводу о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики:</address> <address style="text-align: justify;"> - 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;</address> <address style="text-align: justify;"> - 75 % выдающихся людей рано "созрели", были не по годам развиты в умственном отношении, отличались</address> <address style="text-align: justify;"> нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;</address> <address style="text-align: justify;">- почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;</address> <address style="text-align: justify;"> - по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.</address> <address style="text-align: justify;"> Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов.</address> <address style="text-align: justify;">1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.</address> <address style="text-align: justify;">2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.</address> <address style="text-align: justify;">3. Были увлечены своим делом, энергичны.</address> <address style="text-align: justify;">4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.</address> <address style="text-align: justify;">5. Умели контролировать себя.</address> <address style="text-align: justify;">6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.</address> <address style="text-align: justify;">7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.</address> <address style="text-align: justify;"> Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонне развитыми, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.</address> <address style="text-align: justify;"> Ученые (И. Ньютон, Д'Аламбер, Р. Декарт и др.) с детства отличались разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и критичны.</address> <address style="text-align: justify;"> Уже сами попытки подобных описаний наводят на мысль о том, что многие выдающиеся люди - ученые, художники, управленцы - имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Качеств, которые и обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.</address> <address style="text-align: justify;"> Предложенный выше перечень характеристик творца не полон, и вряд ли он может быть завершен. Здесь уместно вспомнить о философском принципе неисчерпаемости объекта исследования. Поэтому, наверное, можно выделить какие-то еще свойства, но одно очевидно - те качества, что мы описываем, бесспорно, отличают истинного творца от посредственного человека. Отмечу также, что многие из них в разной степени свойственны всем людям, но уровень, на котором они проявляются, различен...</address> <address style="text-align: justify;">Рекомендации для родителей
- <address>Поддерживайте в ребенке интерес к творчеству, оригинальность.</address>
- <address>Никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все.</address>
- <address>Уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное дело.</address>
- <address>Помните, что вы должны приспосабливаться к ребёнку, а не он к вам.</address>
- <address>Помогайте справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми.</address>
- <address>Найдите для него друзей, которые были бы так же хорошо развиты, как и он.</address>
- <address>Не увлекайтесь соревновательными методами. Если ваш ребёнок будет всегда победителем, другие дети могут его возненавидеть.</address>
- <address>Не говорите об одарённости ребёнка в его присутствии, не перехваливайте его.</address>
- <address>Не требуйте от ребёнка, чтобы он всегда и во всём был лучшим.</address>
- <address>Делайте все возможное, чтобы обеспечить ребенка игрушками, бумагой для рисования, музыкальными инструментами - всем тем, что он сможет использовать для развития своих интеллектуальных и художественных способностей. Не ограничивайте ребенка в принадлежностях для игры и работы.</address>
- <address>Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщенной. Детям важно осознавать, что их родители находят хорошее применение своим способностям, развиваются. Пусть дети участвуют в ваших занятиях вместе с вами. Неважно, какие именно это занятия, лишь бы они способствовали самореализации, творческому развитию. Важен сам факт живого совместного общения.</address>
- <address>Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Если требования неоправданно высоки, это может навредить ребенку. Когда ребенок не может достичь поставленной вами цели, его чувство собственного достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи.</address>
- <address>Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно - вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ резкое замечание.</address>